Поделиться
- Нажмите, чтобы поделиться в ВКонтакте (Открывается в новом окне) ВКонтакте
- Нажмите, чтобы поделиться в ОК (Открывается в новом окне) ОК
- Нажмите, чтобы поделиться в Мой мир (Открывается в новом окне) Мой мир
- Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне) Telegram
- Послать ссылку другу по электронной почте (Открывается в новом окне) E-mail


Егор Яковлев о сериале «Хроники русской революции»
00:10 Введение
• Приветствие участников.
• Объявление темы обсуждения: сериал «Хроники русской революции» Андрея Кончаловского.
00:18 Реакция на сериал
• Автор имел возможность прочитать сценарий за два года до выхода сериала.
• Ни одна из предложенных правок не была принята.
• Сериал отражает творческое видение режиссёра, не соответствующее исторической реальности.
01:19 Отношение кинематографистов к исторической достоверности
• Кончаловский поблагодарил за правки, но подчеркнул, что даже «Война и мир» не соответствует исторической истине.
• В кинематографической среде существует стереотип, что творческое видение должно превалировать над исторической реальностью.
02:09 Примеры несоответствия реальности в кино
• В фильме «Союз спасения» соблюдается внешняя сторона, но психологические аспекты не соответствуют реальности.
• Упоминание о новом фильме «Нюрнберг» с Расселом Кроу.
02:58 Авторское видение в «Хрониках русской революции»
• Сериал отражает авторское видение Кончаловского, не соответствующее реальным событиям.
• Художественные персонажи не являются реальными историческими фигурами.
• Рекомендация сериала «Настоящая игра престола» для тех, кто хочет обратиться к реальной канве событий.
04:26 Обсуждение исторической достоверности
• Подчёркивается положительное влияние исторической достоверности на произведение.
• Пример фильма «Нюрнберг 2023» и отсутствие в нём собственно процесса.
• Утверждение о мощной драматургии в стенограмме Нюрнбергского процесса.
05:24 Противоборство в «Нюрнберге 2025»
• Новый фильм «Нюрнберг 2025» фокусируется на противоборстве Германа Геринга и Роберта Джексона.
• Сравнение с предыдущим фильмом, где также было психологическое противоборство.
• Критика отсутствия реального противоборства в «Нюрнберге 2023».
06:24 Художественный вымысел и историческая достоверность
• Обсуждение художественного вымысла на примере фильма «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино.
• Вопрос о допустимости искажения исторических событий ради художественного эффекта.
• Сомнения в целесообразности такого подхода.
07:20 Жизнь как сценарист
• Жизнь — лучший сценарист, но мы не всегда знаем все детали исторических событий.
• Сценаристы могут додумывать события, если они соответствуют исторической канве.
• Пример: встреча Петра Великого с Исааком Ньютоном в сериале «Пётр Великий».
08:18 Пример из сериала «Пётр Великий»
• В сериале показана вымышленная встреча Петра и Ньютона, но диалог выглядит достоверно.
• Пётр интересуется научными вопросами и приглашает Ньютона в Россию.
09:15 Фильм «Заговор»
• Фильм Фрэнка Перрона о Ванзейской конференции, где согласовали уничтожение евреев Европы.
• Сценаристы создали драматургию, соответствующую контексту эпохи.
• Рейнхард Гейдрих жёстко продавливал линию СС на уничтожение евреев.
10:14 Художественная трактовка истории
• Художественные произведения могут соответствовать историческому контексту.
• Важно, чтобы художественная трактовка не противоречила исторической реальности.
11:06 Начало сериала «Хроники русской революции»
• Сериал начинается с эксцесса в Гельсингфорсе, который происходит в 1905 году, хотя реально это было в 1906 году.
• Николай II придерживался самодержавной политики, но революция изменила его взгляды.
12:43 Кровавое воскресенье
• 9 января 1905 года мирная демонстрация рабочих была расстреляна в Петербурге.
• Демонстрация шла к Зимнему дворцу с иконами и петицией, содержавшей просьбы улучшить положение рабочих.
• Ответственность за расстрел несёт царская власть, особенно великий князь Владимир Александрович.
13:37 Манифест 17 октября 1905 года
• Манифест даровал населению элементарные права и свободы, учреждал Государственную думу.
• Николай II подписал манифест под давлением дяди и других лиц.
• Либералы были воодушевлены новыми возможностями.
15:10 Политические партии и Гучков
• Появились легальные политические партии, включая октябристов.
• Александр Гучков, лидер октябристов, стал одним из главных революционеров.
• Гучков стремился свергнуть Николая II.
16:46 Ограничения сериала
• Сериал изначально назывался «Герои и выродки русской революции», но название изменили.
• Попытка показать события с 1905 по 1924 год в 16 сериях не удалась из-за множества событий и персонажей.
• Для полного отображения событий требуется несколько сезонов.
17:38 Нехватка важных событий
• В сериале не показано Кровавое воскресенье и другие важные события.
• Показан только визит Георгия Гапона и Александра Паруса к Алексею Максимовичу Горькому.
18:22 Поп Гапон и его роль в сериале
• Гапон был вождём демонстрации к Зимнему дворцу 9 января 1905 года.
• В сериале не упоминается, что Гапон был ранен в этот день.
• Горький лично делал Гапону перевязку.
19:48 Эмиграция Гапона и его встречи
• Гапон уехал из Российской империи и искал союзников за границей.
• Встречался с Плехановым и Лениным.
• Ленин высоко оценивал способности Гапона, но их союз не состоялся из-за связи Гапона с царской охранкой.
21:10 Александр Парус и его роль
• Парус играл важную роль в Петроградском совете рабочих депутатов.
• В сериале Парус представлен как «продюсер революции», что не соответствует историческим фактам.
22:43 Создание особого отдела
• Министр внутренних дел Трепов предложил создать особый отдел для борьбы с революционерами-террористами.
• Революционный террор в России насчитывал несколько десятилетий.
• Особый отдел был реорганизован в конце 1905 года.
25:28 Критика сериала
• Сериал показывает особый отдел с недостаточным количеством сотрудников.
• Встреча Гапона с Витте представлена как организованная Витте, хотя на самом деле её организовал чиновник особых поручений Монасевич-Мануйлов.
28:58 Анахронизмы в сериале
• Витте позирует Репину для картины «Заседание Государственного совета», которая писалась в 1901–1903 годах.
• Витте даёт Гапону значительную сумму денег, что не соответствует исторической истине.
30:37 Приезд Ленина
• Ленин приезжает в Петроград и интересуется деньгами большевиков.
• Горький обещал передать большевикам часть гонораров от постановки пьесы «На дне».
• Ленин призывает изъять деньги у Паруса, что является анахронизмом.
32:11 Сомнения в сериале «Хроники русской революции»
• В сериале Ленин и большевистские боевики требуют деньги у Паруса, который отказывается их дать.
• Ленин приказывает отрезать Паруску кончик пальца, что выглядит фантасмагорично.
• Такой поступок мог бы закончиться политической карьерой Ленина в социал-демократии.
33:07 Этические нормы в социал-демократии
• Социал-демократическая партия уже разделилась на большевиков и меньшевиков, но рядовые члены ещё считают друг друга братьями.
• Использование пыточных методов по отношению к социал-демократу могло бы привести к изоляции Ленина.
• Революционная этика предусматривала определённые правила общения.
35:15 Реакция на действия Паруса
• Парус украл деньги Горького и потратил их на путешествие по Европе.
• Большевики устроили товарищеский суд над Парусом, который признал его виновным и исключил из партии.
• Паруса не пытали, а просто исключили из общения.
37:14 Пример Георгия Гапона
• Георгий Гапон был уличен в работе на тайную полицию и убит рабочими.
• Его смерть была быстрой и справедливой с точки зрения революции.
• Предательство царской власти каралось более сурово, чем циничное деяние Паруса.
39:02 Критика актёрской игры Евгения Ткачука
• Евгений Ткачук не подходит на роль Ленина, так как его Ленин выглядит как карикатура.
• Ткачук изображает Ленина как суетливого и озабоченного финансовыми проблемами человека.
• Юрий Каюров, напротив, передал харизму Ленина, что делает его образ более убедительным.
40:02 Сравнение образов Ленина
• Ленин в исполнении Каюрова способен договариваться и объяснять свои действия, что вызывает доверие.
• Ленин Ткачука не обладает достаточной харизмой, чтобы убедить людей следовать за ним.
• В сериале не всегда понятно, почему люди следуют за Лениным, изображённым Ткачуком.
41:19 Карикатура на Ленина
• Автор удивляется карикатурному изображению Ленина в телевизоре.
• Ленин представлен как странный персонаж с необычной внешностью.
• Автор считает, что Ленин заслуживает такого изображения.
42:19 Доверенное лицо Столыпина
• Юра Борисов становится доверенным лицом Петра Аркадьевича Столыпина.
• Столыпин собирает компромат на коррупцию в высших эшелонах власти.
• Коррупционная сеть ведёт к императорской семье.
42:47 Передача компромата
• Юра Борисов передаёт папку с компроматом императору Николаю II.
• В папке говорится о проникновении австрийских шпионов в окружение военного министра.
43:45 Сергей Мясоедов и его карьера
• Сергей Мясоедов — жандармский офицер, начальник управления на станции Вершболова.
• Мясоедов пользовался покровительством высокопоставленных лиц, включая кайзера Вильгельма.
• Из-за конфликта с департаментом полиции Мясоедов был отправлен в отставку.
46:01 Возвращение на службу
• Жена Мясоедова познакомила его с женой военного министра Сухомлинова.
• Сухомлинов взял Мясоедова на особую службу в военное министерство.
• После революции 1905 года военное министерство начало следить за политическими убеждениями офицеров.
46:59 Заговор против Мясоедова
• Мясоедов стал соглядатаем в военном министерстве, что не понравилось другим чиновникам.
• Возник заговор против него.
47:56 Александр Гучков
• Упоминается Александр Иванович Гучков как важный персонаж русской революции.
• Гучков — богатый купец-старообрядец, много воевавший.
48:21 Политические интриги и авторитет
• Гучков приобрёл авторитет в военной среде благодаря участию в восстании в Китае и русско-японской войне.
• Он и его друг генерал Поливанов критиковали Николая II за плохое руководство и назначение некомпетентных людей на ключевые посты.
• Гучков планировал заменить военного министра Сухомлинова на Поливанова.
49:21 Медийная кампания и её последствия
• Гучков использовал свои связи с прессой для распространения слухов о шпионаже вокруг Сухомлинова.
• Царская власть не понимала важности медийной политики и не могла эффективно противостоять критике.
• Сухомлинов отмежевался от Мясоедова, который попытался вызвать Гучкова на дуэль.
51:09 Возвращение Мясоедова в армию
• В 1914 году Мясоедов вернулся в армию и оказался на Северо-Западном фронте.
• Несмотря на поражения, русская армия продолжала побеждать в Галиции.
52:28 Поражения и обвинения в шпионаже
• В 1915 году русская армия потерпела серьёзные поражения, оставив завоеванные территории.
• Обвинения в шпионаже были направлены против Мясоедова, против которого сфабриковали дело.
• Мясоедов был приговорён к смертной казни и попытался покончить с собой, но был повешен.
55:52 Реакция Николая II и последствия
• Николай II сначала защищал Сухомлинова, считая его своим человеком.
• После повешения Мясоедова Сухомлинов был снят с должности и арестован.
• Возникали вопросы о возможной измене на высшем уровне, включая роль императрицы.
57:53 Начало Первой мировой войны
• В это время началась Первая мировая война.
• Упоминается Ленин, живущий в Швейцарии, и его встреча с Александром Парусом.
58:35 Встреча Ленина и Паруса
• Ленин отказывается от предложения Паруса о деньгах, демонстрируя благородное негодование.
• Парус утверждает, что революция «покупается», и уходит.
• Ленин отправляет Тихомирова договориться с Парусом от своего имени.
59:47 Причины отказа Ленина от денег
• Ленин не мог принять деньги от Паруса из-за их немецкого происхождения, что считалось предательством социал-демократии.
• Социал-демократы осуждали будущую империалистическую войну, но многие изменили свою позицию после её начала.
• Ленин и большевики оставались верными своим принципам.
01:01:03 Политические последствия принятия денег
• Ленин видел в Вильгельме II империалиста, аналогичного Николаю II и Францу-Иосифу.
• Принятие денег от немцев дискредитировало бы Ленина в глазах мировой социал-демократии.
• Строгая конспирация была бы невозможна, так как немцы могли бы узнать о сделке.
01:02:55 Свидетельства о разговоре с Парусом
• Парус в своих мемуарах пишет, что Ленин отказался от его предложения.
• Ленин считал Паруса нечистоплотным человеком и не хотел с ним работать.
• Нет оснований полагать, что Ленин согласился на предложение Паруса.
01:03:52 Художественная интерпретация в сериале
• В сериале Ленин соглашается на предложение Паруса, но это вызывает сомнения.
• Деньги, полученные от немцев, могли быть потрачены на пропаганду, но социал-демократы их не взяли.
01:04:46 Реакция на немецкие деньги
• Тихомиров приносит Ленину дорогие круассаны, но Ленин и Крупская упрекают его за траты.
• Рабочие не приходят слушать Ленина за деньги, что опровергает идею о немецком финансировании.
01:06:23 Отсутствие немецких денег в сюжете
• В сериале сюжет о немецких деньгах исчезает, не оставляя следов их использования.
• Нет доказательств, что Октябрьская революция была сделана на немецкие деньги.
01:07:23 Личные наблюдения
• Автор делится своими впечатлениями от посещения места жительства Ленина в Цюрихе.
• Квартира была дешёвой и неудобной, с неприятным запахом от мясной лавки на первом этаже.
01:07:33 Ленин о революции
• Алексей Тихомиров сообщает Ленину, что влиятельные люди считают его надеждой русской революции.
• Ленин отвечает, что до революции они не доживут, но в реальности он говорил о противоположном.
• Цитата Ленина: «Европа чревата революцией».
01:08:22 Причины революции
• Империалистическая война и дороговизна порождают революционное настроение.
• Буржуазия и правительства попадают в тупик, из которого можно выйти только через потрясения.
• Ленин предсказывает народные восстания под руководством пролетариата в Европе.
01:09:08 Надежда на молодёжь
• Ленин выражает надежду, что молодёжь победит в грядущей пролетарской революции.
• Революция начнётся в ближайшее время, но это длительный процесс.
01:10:06 Реальность и фильм
• Революция произошла только в России, в других странах она была подавлена.
• Ленин верил в мировую революцию, но считал, что это произойдёт не одномоментно.
01:11:33 Персонаж Лютер
• Лютер — реальный персонаж, прототип которого взят для фильма.
• Лютер работает на генерала Курловского и, возможно, на англичан.
• В фильме Лютер предлагает Тихомирову доносить на Ленина за деньги.
01:14:20 Нелогичность сюжета
• Тихомиров убивает Лютера, но продолжает работать с ним в ЧК.
• Это противоречит реальности, где провокаторов разоблачали и наказывали.
01:17:00 Критика сериала
• Сериал использует реальную фактуру, но не всегда логично.
• Пример: убийство Распутина представлено как спецоперация британской разведки.
01:18:27 Образ Юры Борисова
• Юра Борисов представлен как офицер, сражающийся за империю, но империя показана коррумпированной.
• Николай II изображён безвольным и апатичным.
• Линия Юры Борисова обрывается, не имея чёткого завершения.