«Главный механикус отечества. Иван Петрович Кулибин»

«Главный механикус отечества. Иван Петрович Кулибин»: 1 комментарий

  1. «Главный механикус отечества. Иван Петрович Кулибин»

    00:00 Введение

    • Иван Кондаков приветствует зрителей на канале «Великоросс».
    • Обсуждается 290-летие со дня рождения Ивана Кулибина, известного русского изобретателя-самоучки.

    00:45 Протез для поручика Непейцына

    • Поручик Сергей Непейцын был тяжело ранен в ногу и потерял её по колено.
    • Кулибин создал уникальный протез с подвижными суставами и амортизирующими элементами.
    • Протезы Кулибина не пошли в массовое производство, но были широко распространены во Франции во время наполеоновских войн.

    03:42 Ранние годы и образование Кулибина

    • Иван Кулибин родился в 1735 году в Нижнем Новгороде.
    • Получил примитивное образование, но с детства проявлял страсть к механике.
    • Обучился слесарному и токарному делу, а в 17 лет впервые увидел настенные часы.

    05:08 Первые успехи и мастерская

    • После поездки в Москву Кулибин собрал точную копию соседских часов.
    • Открыл мастерскую после смерти отца в 1758 году и самостоятельно осваивал физику, математику и черчение.

    05:51 Визит императрицы Екатерины II

    • Кулибин создал карманные часы в форме гусиного яйца для императрицы Екатерины II.
    • Императрица оценила талант Кулибина и пригласила его в столицу.

    07:28 Работа в Академии наук

    • В 1769 году Кулибин стал начальником механических мастерских при Санкт-Петербургской академии наук.
    • Под его руководством были созданы электростатические машины, телескопы, микроскопы и другие приборы.

    08:23 Пиротехнические изобретения

    • Кулибин известен своими пиротехническими чудесами и фейерверками.
    • Написал трактат о фейерверках, изучая тайны огня.

    09:43 Оптический телеграф

    • Кулибин разработал оптический телеграф, который передавал закодированные сообщения днём и ночью.
    • Система Кулибина превосходила европейские аналоги, но не была развита из-за отсутствия финансирования.

    10:53 Проект моста через Неву

    • Кулибин предложил проект однопролётного моста длиной 298 метров без промежуточных быков.
    • Модель моста выдержала вес в 62 тонны, превысив расчётный в 12 раз.
    • Проект был признан гениальным, но сочли слишком дорогостоящим и рискованным для реализации.

    12:41 Металлический мост

    • Кулибин представил проект металлического моста с тремя пролётами через Неву.
    • Предложение осталось без ответа, а первый постоянный мост через Неву построили только в 1850 году, спустя 32 года после смерти Кулибина.

    13:29 Революционный фонарь-прожектор

    • В 1779 году Кулибин изобрёл фонарь-прожектор с металлическим зеркалом в форме параболы и дополнительными отражателями.
    • Фонарь создавал мощный направленный луч, имитируя фейерверк.
    • Державин воспел изобретение в стихотворении.

    14:08 Применение прожектора

    • Прожекторы установили на балтийских маяках для освещения пути кораблям.
    • Работая от одной свечи, прожектор освещал путь на 500 метров.

    15:05 Карманные электрофоры и фонари для карет

    • Кулибин создал карманные электрофоры для освещения коридоров дворца.
    • Приспособил прожектор в качестве фонарей для карет, прообраза фар.

    15:25 Самокатная повозка

    • В 1791 году Кулибин создал самокатную повозку с маховиком, накапливающим энергию от педалей.
    • Повозка развивала скорость до 16 км/ч и имела коробку передач, тормоза, подшипники, карданный механизм и рулевое управление.
    • Сохранились чертежи, по которым создали уменьшенные копии.

    16:20 Паровой двигатель

    • Незадолго до смерти Кулибин начал работу над оснащением своего экипажа паровым двигателем, но не успел завершить модернизацию.

    16:35 Судно на воде

    • Кулибин мечтал создать судно, которое могло бы ходить по воде против течения, используя силу воды.
    • В 1782 году прошли успешные испытания водохода с грузом в 60 тонн песка, развивавшего скорость до 8 вёрст в час.
    • Купцы не заинтересовались изобретениями Кулибина.

    17:27 Пассажирский лифт

    • В 1793 году по заказу Екатерины II Кулибин создал пассажирский лифт для Зимнего дворца.
    • Принцип работы лифта: императрица садилась на кресло-трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа.
    • После смерти императрицы лифт использовали для развлечений, а затем заложили кирпичом.

    18:17 Финансовые трудности и поддержка

    • Екатерина II обещала оплачивать долги Кулибина, но обещания не были выполнены.
    • Державин вступился за Кулибина перед императрицей, получив 900 рублей в год.
    • Павел I активно пользовался услугами Кулибина и щедро оплачивал их.
    • Александр I назначил Кулибину пансион и выдал деньги для отдачи долгов.

    19:57 Последние годы и наследие

    • В 1813 году Кулибин лишился дома и имущества в пожаре.
    • Перед смертью Кулибин купил небольшое жилище, но умер в бедности 30 июня 1818 года.
    • Остатки денег Кулибин потратил на попытку создания вечного двигателя.
    • В Нижнем Новгороде установили памятник Кулибину, его имя носят улицы и площадь.
    • В 1999 году астероид назвали в честь Кулибина.
    • В 2020 году в Нижегородской области создали специальную экономическую зону «Кулибин».

Добавить комментарий