Поделиться
- Нажмите, чтобы поделиться в ВКонтакте (Открывается в новом окне) ВКонтакте
- Нажмите, чтобы поделиться в ОК (Открывается в новом окне) ОК
- Нажмите, чтобы поделиться в Мой мир (Открывается в новом окне) Мой мир
- Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне) Telegram
- Послать ссылку другу по электронной почте (Открывается в новом окне) E-mail


Захар Прилепин. Стихи поэтов из «Ордена куртуазных маньеристов»
00:04 Введение
• Захар Прилепин представляет программу «Ключи Захара» на радио «Спутник».
• Обсуждение поэтической группировки «Куртуазные манеристы» в начале 90-х годов.
00:31 Ранние увлечения
• Прилепин делится своими юношескими увлечениями литературными школами Серебряного века.
• Упоминание о сборе онтологий футуристов и их использовании в университетах.
01:19 Появление «Куртуазных манеристов»
• «Куртуазные манеристы» появились в конце 80-х и быстро стали известными.
• Их первые книги выходили большими тиражами.
02:04 Личное отношение
• Прилепин выражает двоякое отношение к «Куртуазным манеристам».
• Воспоминания о встрече с Андреем Добрыниным и Вадимом Степанцовым.
02:49 Восприятие поэзии
• Поэзия «Куртуазных манеристов» вызывает улыбку и иронию.
• Пример выступления в Нижнем Новгороде, где поэты читали стихи в пивном баре.
04:17 Влияние на медиа
• Приезд поэтической группировки в крупный город сопровождался вниманием медиа.
• Личная история Прилепина: его жена была фанаткой «Куртуазных манеристов».
05:44 Личное впечатление
• Рассказ о покупке пиратских дисков на Митинском радиорынке.
• Впечатления от песен Вадима Степанцова и чтения стихов «Куртуазных манеристов».
08:20 Бронзовый век литературы
• Обсуждение понятия «бронзового века» русской литературы.
• «Куртуазные манеристы» как последняя сильная поэтическая группа советского времени.
10:24 Участники группы
• Упоминание Виктора Пеленнигры, Александра Бардады и других участников группы.
• Пеленнигра погиб в Абхазии в 1992 году.
12:02 Влияние на эстраду
• Песни Пеленнигры стали культовыми и исполнялись многими группами.
• Влияние на российскую эстраду и троллинг монархистов.
13:09 Современные тенденции
• Обсуждение современных тенденций среди «Куртуазных манеристов».
• Степанцов присоединился к неомонархистам, что вызывает критику.
13:40 Андрей Добрынин и его окружение
• Андрей Добрынин собрал на своём рабочем столе книги, напоминающие сталактиты и сталагмиты.
• На столе также были два флага: советский и имперский, что отражает его отношение к преемственности.
14:38 Стихи Александра Бардадыма
• Бардадым написал стихи о латиноамериканских партизанах, используя элементы кубинской песни.
• В его стихах нет издевательства, в отличие от некоторых других поэтов.
15:55 Издания Бардадыма
• Книга Бардадыма 1993 года тиражом 10 тысяч экземпляров была единственной в России.
• В Абхазии его произведения изданы родителями.
16:35 Куртуазные манеристы
• Куртуазные манеристы — группа поэтов, образовавшаяся в 1988 году.
• Они стремились к новому стилю, сочетающему изысканность, медлительность русской речи и иронию.
19:06 Культурная деятельность куртуазных манеристов
• В 1990-е годы куртуазные манеристы собирали большие аудитории в Политехническом музее.
• Константин Григорьев устраивал перформансы, включая исполнение песен с шариком, наполненным гелем.
21:35 Объединяющие элементы куртуазных манеристов
• Поэты группы имели общие корни в советском фольклоре и подростковых песенниках.
• Их творчество отражало инфантильность и романтизм советского ребёнка.
24:00 Роман Вадима Степанцова
• Роман Степанцова «Великий магистр» был опубликован в журнале «Юность».
• Степанцов использовал масштабный самопиар, публикуя большие тексты.
25:41 Завершение первой части программы
• Программа «Ключи Захара» возвращается после рекламы.
• Ведущие Захар Прилепин, Олег Демидов и Алексей Колабродов продолжают обсуждение куртуазных манеристов.
26:31 Куртуазные манеристы
• Дмитрий Быков ушёл из группы раньше других.
• Бардады погиб в 1992 году.
• Олег Демидов расскажет о прекращении существования группы.
27:23 Причины ухода Быкова
• Быков покинул группу в начале 90-х.
• Вадим Степанцов говорил, что Быкова «шпыняли» и отправляли за водкой.
• Система взаимного высмеивания была развита в группе.
28:50 Распад группы
• Группа распалась в 2008 году.
• Константин Григорьев умер в 2008 году.
• Андрей Добрынин и Вадим Степанцов поссорились из-за гонораров.
30:25 Конкуренция с другими литераторами
• Куртуазные манеристы конкурировали с запрещённой литературой и переводными изданиями.
• Пример мистификации: книга японского поэта Рубоко Шо, изданная в 1991 году.
31:56 Мистификации Виктора Пеленгры
• Виктор Пеленгра скрывался за именами Питера Энгра и других авторов.
• Его мистификации воспринимались как новые имена в зарубежной литературе.
34:14 Константин Григорьев
• Родился в Омске в 1968 году, умер в 2008 году.
• Служил в армии, участвовал в литературных курсах.
• Известен своими стихами, например, «Меня ты, пылка, полюбила».
37:25 Ироническая поэзия
• Ироническая поэзия недолго живёт.
• Саша Чёрный был знаменит своими «Терриконскими» стихами, но в эмиграции его творчество стало скучным.
• В XIX веке иронисты имели чёткое понимание своей роли, в отличие от современного времени.
39:29 Эволюция творчества
• Творчество, которое долго было популярным, со временем теряет актуальность.
• Люди начинают работать на публику, стремясь вызвать смех.
• Даже великие поэты, такие как Высоцкий, не избегают этой тенденции.
40:19 Юмор и актуальность
• Юмор Высоцкого теряет актуальность из-за изменения реалий.
• Постаревшие юмористы сталкиваются с потерей интереса публики.
• Высоцкий понимал, что юмор — лишь одна из граней его творчества.
41:15 Влияние публики на творчество
• Работа на публику может привести к изменению мировоззрения.
• Пример Дмитрия Львовича, который начал как глубокий поэт, но перешёл к стихотворным фельетонам.
• Проект «Народный поэт» с участием Андрея Васильева и Михаила Ефремова также иллюстрирует эту тенденцию.
42:40 Проблемы работы на публику
• Постоянная работа на публику приводит к снижению качества творчества.
• Либеральная публика может как уничтожить, так и превознести автора.
• Работа на потребу публики может привести к неадекватной самооценке.
43:30 Юмор как побочка
• Юмор должен быть побочкой, а не самоцелью.
• Введенский, Заболоцкий и Хармс создавали метафизическую поэзию, не делая юмор главной целью.
44:26 Андрей Добрынин
• Андрей Добрынин писал по 5–8 стихотворений в день, многие из которых были шедеврами.
• Он поддерживал специальную военную операцию и выступал на Красной площади.
46:31 Вадим Пеков
• Вадим Пеков, подполковник, прошедший Приднестровье и Чечню, пишет серьёзные стихи.
• Его стихотворение «522-й центр приёма обработки отправки погибших» отражает суровую реальность войны.
50:07 Национальная идея в поэзии
• Поэзия живёт благодаря национальной идее и чувству родины.
• Вадим Пеков имеет чёткое чувство родины, отвоеванное на фронтах.
51:06 Критика смеховой поэзии
• Смеховая поэзия часто сопровождает катастрофические события.
• Александр Блок ненавидел Сашу Чёрного за его стихи.
• Смеховая поэзия может быть связана с распадом государственности.
52:22 О поэзии и её ограничениях
• Поэзия не может быть чрезмерной, нельзя писать по восемь стихов в день.
• Чрезмерное увлечение поэзией вредно для здоровья.
52:53 Завершение программы
• Прощание с аудиторией.
• Приглашение на следующую программу «Ключи Захара» на радио «Спутник».