Поделиться
- Нажмите, чтобы поделиться в ВКонтакте (Открывается в новом окне) ВКонтакте
- Нажмите, чтобы поделиться в ОК (Открывается в новом окне) ОК
- Нажмите, чтобы поделиться в Мой мир (Открывается в новом окне) Мой мир
- Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне) Telegram
- Послать ссылку другу по электронной почте (Открывается в новом окне) E-mail


«Главный механикус отечества. Иван Петрович Кулибин»
00:00 Введение
• Иван Кондаков приветствует зрителей на канале «Великоросс».
• Обсуждается 290-летие со дня рождения Ивана Кулибина, известного русского изобретателя-самоучки.
00:45 Протез для поручика Непейцына
• Поручик Сергей Непейцын был тяжело ранен в ногу и потерял её по колено.
• Кулибин создал уникальный протез с подвижными суставами и амортизирующими элементами.
• Протезы Кулибина не пошли в массовое производство, но были широко распространены во Франции во время наполеоновских войн.
03:42 Ранние годы и образование Кулибина
• Иван Кулибин родился в 1735 году в Нижнем Новгороде.
• Получил примитивное образование, но с детства проявлял страсть к механике.
• Обучился слесарному и токарному делу, а в 17 лет впервые увидел настенные часы.
05:08 Первые успехи и мастерская
• После поездки в Москву Кулибин собрал точную копию соседских часов.
• Открыл мастерскую после смерти отца в 1758 году и самостоятельно осваивал физику, математику и черчение.
05:51 Визит императрицы Екатерины II
• Кулибин создал карманные часы в форме гусиного яйца для императрицы Екатерины II.
• Императрица оценила талант Кулибина и пригласила его в столицу.
07:28 Работа в Академии наук
• В 1769 году Кулибин стал начальником механических мастерских при Санкт-Петербургской академии наук.
• Под его руководством были созданы электростатические машины, телескопы, микроскопы и другие приборы.
08:23 Пиротехнические изобретения
• Кулибин известен своими пиротехническими чудесами и фейерверками.
• Написал трактат о фейерверках, изучая тайны огня.
09:43 Оптический телеграф
• Кулибин разработал оптический телеграф, который передавал закодированные сообщения днём и ночью.
• Система Кулибина превосходила европейские аналоги, но не была развита из-за отсутствия финансирования.
10:53 Проект моста через Неву
• Кулибин предложил проект однопролётного моста длиной 298 метров без промежуточных быков.
• Модель моста выдержала вес в 62 тонны, превысив расчётный в 12 раз.
• Проект был признан гениальным, но сочли слишком дорогостоящим и рискованным для реализации.
12:41 Металлический мост
• Кулибин представил проект металлического моста с тремя пролётами через Неву.
• Предложение осталось без ответа, а первый постоянный мост через Неву построили только в 1850 году, спустя 32 года после смерти Кулибина.
13:29 Революционный фонарь-прожектор
• В 1779 году Кулибин изобрёл фонарь-прожектор с металлическим зеркалом в форме параболы и дополнительными отражателями.
• Фонарь создавал мощный направленный луч, имитируя фейерверк.
• Державин воспел изобретение в стихотворении.
14:08 Применение прожектора
• Прожекторы установили на балтийских маяках для освещения пути кораблям.
• Работая от одной свечи, прожектор освещал путь на 500 метров.
15:05 Карманные электрофоры и фонари для карет
• Кулибин создал карманные электрофоры для освещения коридоров дворца.
• Приспособил прожектор в качестве фонарей для карет, прообраза фар.
15:25 Самокатная повозка
• В 1791 году Кулибин создал самокатную повозку с маховиком, накапливающим энергию от педалей.
• Повозка развивала скорость до 16 км/ч и имела коробку передач, тормоза, подшипники, карданный механизм и рулевое управление.
• Сохранились чертежи, по которым создали уменьшенные копии.
16:20 Паровой двигатель
• Незадолго до смерти Кулибин начал работу над оснащением своего экипажа паровым двигателем, но не успел завершить модернизацию.
16:35 Судно на воде
• Кулибин мечтал создать судно, которое могло бы ходить по воде против течения, используя силу воды.
• В 1782 году прошли успешные испытания водохода с грузом в 60 тонн песка, развивавшего скорость до 8 вёрст в час.
• Купцы не заинтересовались изобретениями Кулибина.
17:27 Пассажирский лифт
• В 1793 году по заказу Екатерины II Кулибин создал пассажирский лифт для Зимнего дворца.
• Принцип работы лифта: императрица садилась на кресло-трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа.
• После смерти императрицы лифт использовали для развлечений, а затем заложили кирпичом.
18:17 Финансовые трудности и поддержка
• Екатерина II обещала оплачивать долги Кулибина, но обещания не были выполнены.
• Державин вступился за Кулибина перед императрицей, получив 900 рублей в год.
• Павел I активно пользовался услугами Кулибина и щедро оплачивал их.
• Александр I назначил Кулибину пансион и выдал деньги для отдачи долгов.
19:57 Последние годы и наследие
• В 1813 году Кулибин лишился дома и имущества в пожаре.
• Перед смертью Кулибин купил небольшое жилище, но умер в бедности 30 июня 1818 года.
• Остатки денег Кулибин потратил на попытку создания вечного двигателя.
• В Нижнем Новгороде установили памятник Кулибину, его имя носят улицы и площадь.
• В 1999 году астероид назвали в честь Кулибина.
• В 2020 году в Нижегородской области создали специальную экономическую зону «Кулибин».