Захар Прилепин. Романтик и главный по пиратам Роберт Стивенсон

Захар Прилепин. Романтик и главный по пиратам Роберт Стивенсон: 1 комментарий

  1. Захар Прилепин. Романтик и главный по пиратам Роберт Стивенсон

    00:04 Введение

    • Программа «Ключи Захара» на радио «Спутник».
    • Ведущие: Захар Прилепин, Олег Демидов и Алексей Коллабродов.

    00:18 Роберт Льюис Стивенсон

    • Обсуждение влияния Стивенсона на российскую литературу.
    • Упоминание о его популярности до экранизаций и мультипликации.

    03:01 Шотландское происхождение

    • Важность шотландского происхождения Стивенсона.
    • Связь с разбойником Макгрегором и его культовая фигура в Шотландии.

    04:51 Литературная карьера

    • Начало литературной карьеры с рассказа «Ночлег Франсуа Вийона».
    • Пик популярности с «Островом сокровищ».

    06:37 Символический магнит

    • Описание приёма «символического магнита» на примере «Острова сокровищ» и «Бесов» Достоевского.
    • Примеры использования приёма в литературе XX века.

    10:34 Влияние Достоевского

    • Прямое влияние Достоевского на творчество Стивенсона.
    • Сравнение сюжетов «Маркхейма» и «Преступления и наказания».

    11:43 «Маркхейм»

    • Сюжет «Маркхейма»: убийство старьевщика и поиск мотива.
    • Различия между «Маркхеймом» и «Преступлением и наказанием» Достоевского.

    13:11 Сравнение «Джекила и Хайда» и «Двойника»

    • «Джекил и Хайд» более проработаны и имеют больше экранизаций, чем «Двойник».
    • «Двойник» раннего Достоевского выглядит слабее на фоне «Джекила и Хайда».

    14:05 Исторические аналогии в «Острове сокровищ»

    • Пираты получают карту и сталкиваются с привидением Флинта.
    • Джон Сильвер убеждает пиратов не бояться привидения ради сокровища.
    • Аналогия с подготовкой к XX съезду КПСС, где Никита Хрущёв собирается разоблачить Сталина.

    15:52 Влияние пиратской песни

    • Пиратская песня «Пятнадцать человек на сундук мертвеца» стала популярной.
    • Историки находят аналогии с Чёрной Бородой и его сокровищами.
    • Песня перепевается рок-группами и становится частью индустрии.

    18:10 Создание «Острова сокровищ»

    • Стивенсон вдохновлён фантазиями и неоромантизмом.
    • Он влюбляется в американскую певицу Фанни Осборн, что становится основой для сюжета.
    • Вместе с её сыном Воидом Осборном они придумывают карту острова и начинают писать романы.

    20:04 Успех «Острова сокровищ»

    • «Остров сокровищ» приносит Стивенсону финансовую стабильность.
    • Ему предлагают снарядить экспедиции, но он отказывается.
    • Визуально Стивенсон напоминает советского писателя Грина.

    21:40 Приключенческая литература в России

    • Русская литература богата философическими произведениями, но приключенческая литература не так развита.
    • Русские читатели влюбляются в зарубежных авторов, таких как Киплинг, Конан Дойл, Жюль Верн, Джек Лондон, Марк Твен и Эдгар По.

    23:31 Менталитет и литература

    • Русские рано взрослеют, что отражается в литературе.
    • Западные писатели умеют быть одновременно подростками и взрослыми, что делает их литературу более разнообразной.

    24:55 Различия в приключенческой литературе

    • Европейские и американские приключения часто связаны с водными пространствами.
    • В России слишком много земли, что делает приключенческие романы менее популярными.

    26:00 Введение

    • Обсуждение юбилея Роберта Льюиса Стивенсона, которому исполняется 175 лет.
    • Упоминание о его популярности в России и переводах его произведений Брюсовым, Бальмонтом и другими.

    27:29 Влияние Стивенсона на русскую литературу

    • Творчество Стивенсона привлекало внимание поэтов Серебряного века.
    • В его произведениях видели не только приключенческие, но и философские идеи.

    28:19 Приключенческая литература в русской литературе

    • Обсуждение темы приключений в русской литературе, включая рассказы Чехова о гимназистах, пытающихся бежать в Америку.
    • Сравнение с советской литературой, где тема приключений стала более серьёзной.

    30:53 Казачество и приключенческая литература

    • Казачество как источник приключений, но его история не была широко известна до советского времени.
    • В СССР начали собирать казачий фольклор и создавать мифы о казачестве.

    34:18 Мифология казачества

    • Создание литературного канона о казачестве в советское время.
    • Аристократический скепсис к казачьим историям до советского периода.

    35:49 Стивенсон и английская история

    • Стивенсон глубоко изучал английскую историю, создавая романы, такие как «Владетель Баллантре».
    • Описание изменений психологии и мышления под влиянием исторических катаклизмов.

    36:38 Исторический взгляд Стивенсона

    • Стивенсон умел находить исторические «алмазы» и создавать глубокие произведения.
    • Подчёркивание отсутствия такого широкого исторического взгляда в русской литературе того времени.

    36:57 Миф о запорожском казачестве

    • Гоголь из малороссийской среды, его творчество связано с мифом о запорожском казачестве.
    • В XIX веке тема казаков не получила развития в литературе.
    • В советское время тема казаков стала актуальной, но с социальным подтекстом.

    37:56 Интерпретации Стивенсона

    • Первая экранизация «Острова сокровищ» в 1930-х годах изменила сюжет: вместо мальчика Джима Хокинса — девочка.
    • Михаил Веллер утверждал, что Сильвер не был старшиной, основываясь на неправильном переводе Стивенсона.

    39:23 Сравнение западных и русских приключенческих романов

    • Западные приключенческие романы популярны благодаря колониальному прошлому и традиции мореходства.
    • Русские писатели часто адаптируют западные сюжеты, теряя их философскую глубину.

    41:23 Обломов и Штольц

    • В романе Гончарова «Обломов» главный герой Илья Ильич и его друг Андрей Штольц сравниваются с доктором Джекилом и мистером Хайдом.
    • Гончаров сам сочетал лень и активность, что отразилось в его творчестве.

    43:43 Есенин и двойничество

    • Олег Ликманов и Михаил Свердлов интерпретируют Есенина через метафору доктора Джекила и мистера Хайда.
    • Тема двойничества присутствует в русской литературе, но Стивенсон предлагает новые сюжеты.

    45:32 Колониальное прошлое и приключенческая литература

    • Западные писатели, такие как Киплинг и Джек Лондон, имели колониальное прошлое и традиции мореходства.
    • В России аристократия не имела колониальной традиции, что повлияло на развитие приключенческой литературы.

    49:29 Казачество и его значение

    • Донской и запорожский казачество имели золотой век в XVII веке, конкурируя с европейскими пиратами и мушкетёрами.
    • Казаки были профессиональными бойцами и предпринимателями, их приключения были не менее поразительными, чем у западных авторов.

    50:41 Морская победа Степана Разина

    • Степан Разин разбил флот Мине Дхана в Каспийском море.
    • Захватил шахские дворцы с роскошью и персидской культурой.
    • Вывез ценные предметы из дворцов.

    51:28 Восприятие Разина западными писателями

    • Стивенсон и Дюма не смогли бы описать подвиги Разина из-за их литературной ограниченности.
    • Голливудские фильмы не смогли бы передать реализм событий.

    52:09 Ограниченность дворянской литературы

    • Дворянская литература не могла справиться с описанием событий, связанных с Разиным.
    • Иностранцы могли бы опошлить историю Разина.
    • Важно помнить о реальных богатствах России, а не только о западных приключенческих романах.

    53:08 Завершение программы

    • Программа «Ключи Захара» завершена.
    • Ведущие Олег Демидов и Алексей Лавров прощаются с аудиторией.

Добавить комментарий