Поделиться
- Нажмите, чтобы поделиться в ВКонтакте (Открывается в новом окне) ВКонтакте
- Нажмите, чтобы поделиться в ОК (Открывается в новом окне) ОК
- Нажмите, чтобы поделиться в Мой мир (Открывается в новом окне) Мой мир
- Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне) Telegram
- Послать ссылку другу по электронной почте (Открывается в новом окне) E-mail


Захар Прилепин. Романтик и главный по пиратам Роберт Стивенсон
00:04 Введение
• Программа «Ключи Захара» на радио «Спутник».
• Ведущие: Захар Прилепин, Олег Демидов и Алексей Коллабродов.
00:18 Роберт Льюис Стивенсон
• Обсуждение влияния Стивенсона на российскую литературу.
• Упоминание о его популярности до экранизаций и мультипликации.
03:01 Шотландское происхождение
• Важность шотландского происхождения Стивенсона.
• Связь с разбойником Макгрегором и его культовая фигура в Шотландии.
04:51 Литературная карьера
• Начало литературной карьеры с рассказа «Ночлег Франсуа Вийона».
• Пик популярности с «Островом сокровищ».
06:37 Символический магнит
• Описание приёма «символического магнита» на примере «Острова сокровищ» и «Бесов» Достоевского.
• Примеры использования приёма в литературе XX века.
10:34 Влияние Достоевского
• Прямое влияние Достоевского на творчество Стивенсона.
• Сравнение сюжетов «Маркхейма» и «Преступления и наказания».
11:43 «Маркхейм»
• Сюжет «Маркхейма»: убийство старьевщика и поиск мотива.
• Различия между «Маркхеймом» и «Преступлением и наказанием» Достоевского.
13:11 Сравнение «Джекила и Хайда» и «Двойника»
• «Джекил и Хайд» более проработаны и имеют больше экранизаций, чем «Двойник».
• «Двойник» раннего Достоевского выглядит слабее на фоне «Джекила и Хайда».
14:05 Исторические аналогии в «Острове сокровищ»
• Пираты получают карту и сталкиваются с привидением Флинта.
• Джон Сильвер убеждает пиратов не бояться привидения ради сокровища.
• Аналогия с подготовкой к XX съезду КПСС, где Никита Хрущёв собирается разоблачить Сталина.
15:52 Влияние пиратской песни
• Пиратская песня «Пятнадцать человек на сундук мертвеца» стала популярной.
• Историки находят аналогии с Чёрной Бородой и его сокровищами.
• Песня перепевается рок-группами и становится частью индустрии.
18:10 Создание «Острова сокровищ»
• Стивенсон вдохновлён фантазиями и неоромантизмом.
• Он влюбляется в американскую певицу Фанни Осборн, что становится основой для сюжета.
• Вместе с её сыном Воидом Осборном они придумывают карту острова и начинают писать романы.
20:04 Успех «Острова сокровищ»
• «Остров сокровищ» приносит Стивенсону финансовую стабильность.
• Ему предлагают снарядить экспедиции, но он отказывается.
• Визуально Стивенсон напоминает советского писателя Грина.
21:40 Приключенческая литература в России
• Русская литература богата философическими произведениями, но приключенческая литература не так развита.
• Русские читатели влюбляются в зарубежных авторов, таких как Киплинг, Конан Дойл, Жюль Верн, Джек Лондон, Марк Твен и Эдгар По.
23:31 Менталитет и литература
• Русские рано взрослеют, что отражается в литературе.
• Западные писатели умеют быть одновременно подростками и взрослыми, что делает их литературу более разнообразной.
24:55 Различия в приключенческой литературе
• Европейские и американские приключения часто связаны с водными пространствами.
• В России слишком много земли, что делает приключенческие романы менее популярными.
26:00 Введение
• Обсуждение юбилея Роберта Льюиса Стивенсона, которому исполняется 175 лет.
• Упоминание о его популярности в России и переводах его произведений Брюсовым, Бальмонтом и другими.
27:29 Влияние Стивенсона на русскую литературу
• Творчество Стивенсона привлекало внимание поэтов Серебряного века.
• В его произведениях видели не только приключенческие, но и философские идеи.
28:19 Приключенческая литература в русской литературе
• Обсуждение темы приключений в русской литературе, включая рассказы Чехова о гимназистах, пытающихся бежать в Америку.
• Сравнение с советской литературой, где тема приключений стала более серьёзной.
30:53 Казачество и приключенческая литература
• Казачество как источник приключений, но его история не была широко известна до советского времени.
• В СССР начали собирать казачий фольклор и создавать мифы о казачестве.
34:18 Мифология казачества
• Создание литературного канона о казачестве в советское время.
• Аристократический скепсис к казачьим историям до советского периода.
35:49 Стивенсон и английская история
• Стивенсон глубоко изучал английскую историю, создавая романы, такие как «Владетель Баллантре».
• Описание изменений психологии и мышления под влиянием исторических катаклизмов.
36:38 Исторический взгляд Стивенсона
• Стивенсон умел находить исторические «алмазы» и создавать глубокие произведения.
• Подчёркивание отсутствия такого широкого исторического взгляда в русской литературе того времени.
36:57 Миф о запорожском казачестве
• Гоголь из малороссийской среды, его творчество связано с мифом о запорожском казачестве.
• В XIX веке тема казаков не получила развития в литературе.
• В советское время тема казаков стала актуальной, но с социальным подтекстом.
37:56 Интерпретации Стивенсона
• Первая экранизация «Острова сокровищ» в 1930-х годах изменила сюжет: вместо мальчика Джима Хокинса — девочка.
• Михаил Веллер утверждал, что Сильвер не был старшиной, основываясь на неправильном переводе Стивенсона.
39:23 Сравнение западных и русских приключенческих романов
• Западные приключенческие романы популярны благодаря колониальному прошлому и традиции мореходства.
• Русские писатели часто адаптируют западные сюжеты, теряя их философскую глубину.
41:23 Обломов и Штольц
• В романе Гончарова «Обломов» главный герой Илья Ильич и его друг Андрей Штольц сравниваются с доктором Джекилом и мистером Хайдом.
• Гончаров сам сочетал лень и активность, что отразилось в его творчестве.
43:43 Есенин и двойничество
• Олег Ликманов и Михаил Свердлов интерпретируют Есенина через метафору доктора Джекила и мистера Хайда.
• Тема двойничества присутствует в русской литературе, но Стивенсон предлагает новые сюжеты.
45:32 Колониальное прошлое и приключенческая литература
• Западные писатели, такие как Киплинг и Джек Лондон, имели колониальное прошлое и традиции мореходства.
• В России аристократия не имела колониальной традиции, что повлияло на развитие приключенческой литературы.
49:29 Казачество и его значение
• Донской и запорожский казачество имели золотой век в XVII веке, конкурируя с европейскими пиратами и мушкетёрами.
• Казаки были профессиональными бойцами и предпринимателями, их приключения были не менее поразительными, чем у западных авторов.
50:41 Морская победа Степана Разина
• Степан Разин разбил флот Мине Дхана в Каспийском море.
• Захватил шахские дворцы с роскошью и персидской культурой.
• Вывез ценные предметы из дворцов.
51:28 Восприятие Разина западными писателями
• Стивенсон и Дюма не смогли бы описать подвиги Разина из-за их литературной ограниченности.
• Голливудские фильмы не смогли бы передать реализм событий.
52:09 Ограниченность дворянской литературы
• Дворянская литература не могла справиться с описанием событий, связанных с Разиным.
• Иностранцы могли бы опошлить историю Разина.
• Важно помнить о реальных богатствах России, а не только о западных приключенческих романах.
53:08 Завершение программы
• Программа «Ключи Захара» завершена.
• Ведущие Олег Демидов и Алексей Лавров прощаются с аудиторией.